Business is booming.

Луна оказалась негостеприимной: при спуске пострадали сразу два аппарата

0 0

Японский остался без энергии, американский сгорел

Луна продолжает проявлять негостеприимство к попыткам землян высадиться на ней. Первый за последние десятилетия космический аппарат США, предпринявший неудачную попытку высадки на Луну, сгорел после неудачной миссии. А японский робот-исследователь “Лунный снайпер” прилунился, но миссия может завершиться преждевременно, поскольку солнечная батарея космического аппарата не вырабатывает электричество.

Луна оказалась негостеприимной: при спуске пострадали сразу два аппарата

Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) сообщило, что пока оно получает сигнал от спускаемого аппарата, который поддерживает связь, как и ожидалось.

Как сообщает CNN, беспилотный спускаемый аппарат Smart для исследования Луны, или SLIM, приземлился сразу после 10:20 утра по восточному времени пятницы (12:20 субботы по японскому стандартному времени), согласно данным телеметрии, переданным в прямом эфире JAXA.

В настоящее время спускаемый аппарат работает на ограниченном заряде батареи, которого, как ожидается, хватит всего на несколько часов, и команда JAXA анализирует данные, чтобы определить причину неполадки с солнечными батареями и дальнейшие шаги для спускаемого аппарата. Возможно, проблема с солнечными батареями связана с тем фактом, что космический аппарат направлен не в намеченном направлении, заявили представители JAXA.

Есть надежда, что по мере изменения угла наклона солнца на Луне солнечная батарея сможет снова заряжаться, но это может занять некоторое время и будет зависеть от того, сможет ли аппарат пережить холодную лунную ночь, поделилась команда во время пресс-конференции.

Агентство считает, что миссия соответствовала критериям, позволяющим объявить ее “минимально успешной”, поскольку космический аппарат совершил точную и мягкую посадку на Луну с использованием оптической навигации. Прилунение делает Японию третьей страной в этом столетии — и пятой за всю историю — совершившей посадку на Луну.

Когда его попросили оценить операцию по посадке SLIM, генеральный директор JAXA доктор Хитоси Кунинака поставил ей “60 баллов из 100”, также упомянув, что он известен своими “резкими комментариями”.

Команда также работает над сбором всех научных данных, полученных спускаемым аппаратом. Спускаемый аппарат смог запустить два своих лунохода, LEV-1 и LEV-2. Марсоход LEV-1 перемещается с помощью прыжкового механизма и оснащен широкоугольными камерами видимого света, научным оборудованием и антеннами, которые позволяют ему поддерживать связь с Землей. А LEV-2, также оснащенный камерами, может менять форму, перемещаясь по поверхности Луны.

Небольшой робот-исследователь SLIM, запущенный в сентябре, получил прозвище “Лунный снайпер”, потому что он оснащен новой высокоточной технологией для демонстрации “точечной” посадки.

Предыдущие лунные миссии были способны нацеливаться на определенные зоны протяженностью во много километров и достигать их, но посадочный модуль SLIM нацелился на посадочную площадку, которая простирается всего на 100 метров в поперечнике. “Умные глаза” спускаемого аппарата — навигационная технология, основанная на сопоставлении изображений, – быстро сфотографировали наклонную лунную поверхность при подлете и автономно внесли коррективы, когда космический аппарат снижался для приземления.

Команда JAXA все еще работает над определением точности приземления SLIM, что может занять до месяца.

«Лунный снайпер» нацеливался на посадочную площадку возле небольшого кратера Шиоли на лунной равнине под названием Море Нектара, которая была создана в результате древней вулканической активности и находится к югу от моря Спокойствия, где в 1969 году приземлился “Аполлон-11”. Спускаемый аппарат предназначен для краткого изучения горных пород на этом участке, которые могли бы дать представление о происхождении Луны.

Когда метеориты и другие объекты ударяются о Луну, они создают кратеры, а также каменные обломки, которые усеивают поверхность. Эти камни интригуют ученых, потому что изучать их – все равно что заглядывать внутрь самой Луны. Минералы и другие аспекты состава горных пород потенциально могут пролить больше света на то, как сформировалась Луна, поясняет CNN.

Посадка вблизи наклонных, усыпанных камнями участков вокруг кратеров – опасный процесс, которого обычно избегают в большинстве миссий, но JAXA считает, что ее спускаемый аппарат обладает технологией, позволяющей безопасно приземлиться на скалистой местности.

За прошедший год множество космических агентств и стран предприняли попытки высадки на Луну, что привело как к первой исторической высадке, так и к неудачам. Индия стала четвертой страной — после Соединенных Штатов, бывшего Советского Союза и Китая — осуществившей контролируемую посадку на Луну, когда ее миссия “Чандраян-3” прибыла вблизи южного полюса Луны в августе, напоминает CNN. Между тем, лунный модуль японской компании Ispace “Хакуто-Р” упал на 4,8 километра, прежде чем врезаться в Луну во время попытки посадки в апреле. Российский аппарат “Луна-25” также совершил аварийную посадку в августе во время первой попытки страны вернуться на Луну после распада Советского Союза. Космический аппарат Astrobotic Technology “Сапсан” (Peregrine) — первый американский лунный модуль, запущенный за последние пять десятилетий, — потерпел крушение в четверг после критической утечки топлива, из-за которой о безопасной посадке на Луну не могло быть и речи.

Частью мотивации, стоящей за новой лунной космической гонкой, является желание получить доступ к воде, заключенной в виде льда в постоянно затененных областях на южном полюсе Луны, отмечает CNN. Ее можно было бы использовать для питьевой воды или топлива, поскольку человечество в будущем расширяет границы освоения космоса. Этот регион испещрен кратерами и усыпан камнями, что приводит к узким посадочным площадкам.

Между тем, пролетев сотни тысяч миль в космосе и преодолев проблему с топливом, которая разрушила его планы, американский лунный спускаемый аппарат “Peregrine”, вероятно, встретил свой огненный конец. По расчетам, космический аппарат должен был завершить свое сокращенное 10-дневное путешествие около 16:00 по восточному времени в четверг, когда он врезался в плотные слои атмосферы Земли над отдаленным районом южной части Тихого океана, к востоку от Австралии.

Базирующаяся в Питтсбурге компания Astrobotic Technology, разработавшая посадочный модуль Peregrine по контракту с НАСА, подтвердила гибель космического аппарата, заявив, что он потерял контакт с аппаратом за несколько мгновений до запланированного времени возвращения, что “указывает на то, что аппарат завершил контролируемое возвращение над открытой водой в южной части Тихого океана”. Однако, компания добавила в сообщении в социальных сетях: “мы ждем независимого подтверждения от государственных структур”.

Ожидается, что официальные лица NASA и Astrobotic публично расскажут о миссии во время брифинга для прессы в 13:00 по восточному времени в пятницу.

Неудавшаяся миссия является неудачей для Astrobotic и NASA, общей целью которых является создание стабильного набора коммерчески разработанных, относительно дешевых лунных посадочных аппаратов, способных выполнять роботизированные миссии на Луну, поскольку космическое агентство работает над высадкой на Луну с экипажем позднее в этом десятилетии.

Спускаемый аппарат Peregrine (“Сапсан”) стартовал 8 января на ракете “Вулкан Кентавр”, новом транспортном средстве, разработанном United Launch Alliance, совместным предприятием Lockheed Martin и Boeing.

Запуск прошел без сучка и задоринки, благополучно доставив спускаемый аппарат “Сапсан” на орбиту Земли по пути к Луне. Если бы космическому аппарату удалось достичь поверхности Луны, это была бы первая миссия США по мягкой посадке на Луну со времен миссии “Аполлон-17” в 1972 году, отмечает Peregrine.

Но через несколько часов после своего самостоятельного полета посадочный модуль “Сапсан” столкнулся с критическими трудностями. Astrobotic подтвердила, что у космического корабля возникли серьезные проблемы с бортовыми двигательными установками и произошла утечка топлива, в результате чего посадочному модулю не хватило топлива для мягкого приземления на Луну.

Затем Astrobotic изменила курс. Компания направила космический аппарат так, чтобы он работал больше как спутник, тестируя свои бортовые научные приборы и другие системы, пока он пролетал тысячи миль в пустоте. В конечном счете, Astrobotic решила, что избавится от аппарата, врезавшись на высокой скорости в атмосферу Земли. Потеря посадочного модуля Peregrine – это удар по Astrobotic и НАСА. Сделка, заключенная между двумя организациями, сделала эту миссию возможной: НАСА выделило более 108 миллионов долларов на помощь Astrobotic в ее разработке и отправке пяти полезных грузов. По словам Джоэла Кернса, заместителя помощника администратора по исследованиям в управлении научных миссий НАСА, эта цена примерно на 36% превышает первоначальную стоимость контракта, поскольку сделка пересматривается из-за проблем с цепочкой поставок, связанных с пандемией.

Космическое агентство США не рассматривает космический аппарат Peregrine как единственный вариант для проведения роботизированных исследований на Луне. НАСА также имеет партнерские отношения с тремя другими компаниями, разрабатывающими роботизированные лунные аппараты, включая базирующуюся в Хьюстоне Intuitive Machines, которая может запустить свою первую миссию в середине февраля.

Частный лунный спускаемый аппарат никогда благополучно не достигал поверхности Луны, хотя другие компании пытались. В 2019 году космический аппарат, построенный израильской компанией SpaceIL, врезался в Луну во время попытки посадки. И снова в 2023 году японская компания Ispace потеряла контроль над своим спускаемым аппаратом, когда он приближался к поверхности Луны.

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.