Business is booming.

Запас прочности: как работает старейший гидроузел на Яузе

0 4

Читать в

Сыромятнический гидроузел на реке Яуза является частью грандиозного плана по созданию “водных колец” Москвы. Несмотря на преклонный возраст – объекту перевалило за 80 лет – он прекрасно функционирует до сих пор. Как выглядит и “чувствует” себя один из старейших объектов коммунальной инфраструктуры Москвы, смотрите в галерее РИА Недвижимость.

Запас прочности: как работает старейший гидроузел на Яузе

Сыромятнический гидроузел был построен в 1937–1939 годах по проекту архитектора Георгия Гольца – известного ученика Ивана Жолтовского. Появление гидроузла было назревшим решением – перед властями города остро встал вопрос водоснабжения столицы, так как население быстро увеличивалось. Согласно Генплану 1935 года, река Яуза должна была войти в водное кольцо Москвы. По нему предусматривалось строительство Северного и нескольких гидроузлов, в том числе и на Яузе. Но план так и не был реализован полностью из-за Великой Отечественной войны.

Перейти в медиабанк

Запас прочности: как работает старейший гидроузел на Яузе

В настоящее время 20-метровая водосливная плотина позволяет регулировать уровень воды в Яузе. Благодаря ей глубина реки составляет минимум два метра, и Яуза остается судоходной. Гидроузел пропускает обводнительные, паводковые и ливневые воды, поэтому территории выше его не затапливает.

Перейти в медиабанк

Запас прочности: как работает старейший гидроузел на Яузе

Гидроузел состоит из шлюза возле левого берега и водосливной плотины возле правого берега. Между шлюзом и плотиной находится небольшой искусственный остров, на котором расположены сооружения гидроузла и небольшой сад.

Перейти в медиабанк

Запас прочности: как работает старейший гидроузел на Яузе

Шлюз гидроузла является однокамерным, однониточным и может вмещать только небольшие маломерные суда. Вода в шлюзе опускается и поднимается на 4 метра. Вся операция по шлюзованию, включая швартовку судна, занимает 10 минут. Он оборудован светофорной сигнализацией.

Перейти в медиабанк

Запас прочности: как работает старейший гидроузел на Яузе

Верхние ворота выполнены в виде одной створки, которая опускается на дно и поднимается. Нижние ворота представляют собой две створки, открывающиеся внутрь шлюза. У нижних ворот находится причальная стенка.

Перейти в медиабанк

Запас прочности: как работает старейший гидроузел на Яузе

Через гидроузел постоянно курсируют корабли флота "Мосводостока". По словам начальника Сыромятнического гидроузла Александра Матюхина, специалисты ежедневно очищают Яузу от природного и бытового мусора, который течением прибивает к береговой линии. Все отходы, которые работники поднимают на борт, затем отправляют на утилизацию. За чистотой следят и в верхнем бьефе. Дно перед плотиной каждый год обследуют водолазы и при необходимости чистят его от иловых отложений, которые Яуза несет сюда с самого Лосиного острова.

Перейти в медиабанк

Запас прочности: как работает старейший гидроузел на Яузе

Всеми конструкциями гидроузла посменно управляют диспетчеры, сидя в специальной комнате. Оттуда они также руководят и флотом "Мосводостока", отслеживая каждое судно по GPS. Для контроля за плотиной и шлюзом в диспетчерской установлен огромный пульт, похожий на рояль.

Перейти в медиабанк

Запас прочности: как работает старейший гидроузел на Яузе

Особенность Сыромятнического гидроузла в том, что он построен с большим запасом прочности и сохранился в низменном виде с момента постройки. Разумеется, механизмы сооружения регулярно проверяют на исправность, а в межсезонье их осматривают и ремонтируют здесь же. По словам Матюхина, гидроузел способен прослужить еще очень долго.

Перейти в медиабанк 
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.