Business is booming.

Удобрения и зерно — в подарок Африке, а Европе — шиш

0 6

Удобрения и зерно — в подарок Африке, а Европе — шиш

Россия до конца этого года планирует поставить нуждающимся странам 30 миллионов тонн зерновых и далее наращивать эти объемы, заявил на оперативном совещании с постоянными членами Совета безопасности президент Владимир Путин.

«Считаем правильным увеличить поставки именно в беднейшие страны. Всего до конца года мы поставим 30 миллионов тонн зерновых и готовы наращивать этот объем до 50 и более миллионов тонн, потому что урожай этого года, слава богу, у нас хороший», — сообщил он.

По словам главы государства, Россия в период с мая по август поставила на мировые рынки 6,6 миллиона тонн зерновых, из них 6,3 миллиона тонн были направлены в страны Азии, Африки и Латинской Америки.

При этом он отметил, что Запад подвергает сомнению договоренности по продуктовой сделке, отправляя украинское зерно, по большей части, в Европу, а не нуждающимся странам. Так, из 87 кораблей, покинувших украинские порты, 32 остались в Турции, три направлены в ЮАР, три — в Израиль, семь — в Египет, 30 — в Европейский союз, и только два — в беднейшие страны по продовольственным программам ООН: Йемен и Джибути, что составляет всего три процента всего отправленного объема.

В заключение Путин добавил, что сейчас Россия прорабатывает технические нюансы, связанные с поставками зерна нуждающимся странам. Кроме того, он рассказал, что российские производители готовы безвозмездно передать развивающимся странам скопившиеся в европейских портах их удобрения.

«Большое количество наших удобрений скопилось… в некоторых портах европейских стран. Наши производители — речь, по-моему, прежде всего идет о калийных удобрениях, готовы вообще на бесплатной основе передать их в развивающиеся страны, которые остро нуждаются в этих удобрениях. Прошу МИД проработать и этот вопрос», — заявил президент.

Ранее «СП» писала о том, что скопившиеся в портах удобрения могут представлять опасность, однако, похоже, Европу даже это не особо беспокоит. Как и то, что российское зерно не поступает заказчиками — формально санкции на него не распространяются, как и на удобрения, но его отказываются разгружать, фрахт не страхуют и т. п. Так нужно ли продолжать с ней заигрывать, заключая всякие «сделки», которые все равно не будут выполняться?

— Если зерно не поступит по адресам, если, к тому же, начнется где-то голод, то виновата во всем будет Россия, — отмечает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.

— Я вообще не понимаю, зачем брать на себя обязательства, если понимаешь, что в любой момент могут сделать твои обязательства невыполнимыми, и ты же будешь виноват. Порты ведь заблокированы часто не государствами, а профсоюзами докеров, которые входят в МКП, находящуюся под контролем США. А правительства как бы ни при чем. Но есть порты, профсоюзы которых входят в ВФП, всемирную федерацию профсоюзов — они готовы принимать российские суда.

Но официальные российские профсоюзы ФНПР десятки лет зачем-то входят в МКП, а ВФП наши официальные структуры просто игнорируют. Хотя в это объединение, старейшее в мире, входят десятки миллионов трудящихся всего мира, главным образом третьего мира, да и вообще оно создавалось еще при участии СССР, в частности, Шверник этим занимался. И что? Мы ломимся в закрытые двери, и проходим мимо открытых ворот…

«СП»: — Путин заявил, что Россия поставит нуждающимся странам 30 миллионов тонн зерна до конца года. Это попытка еще раз продемонстрировать странам Африки и Азии, кто друг, а кто враг? Как технически будут осуществляться поставки, если вывоз российского продовольствия на международные рынки ограничен…

— 30 млн тонн — это хорошо, но мало. И это количество тоже будет весьма затруднительно доставить. А ведь все предельно просто — нужно договариваться не с Западом, а с теми, кто нуждается непосредственно. Скажем, нет проблем с портами Египта, но нет контакта с египетскими профсоюзами…

«СП»: — Путин также пообещал поставить нуждающимся странам аммиак объемом 3 миллиона тонн. Это из той же серии?

— Это очень интересно, фактически Кремль предлагает брать удобрения бесплатно тем странам, которым нечем платить. А они не могут их взять, потому что надо это делать через Европу. А она не хочет. Проблема в том, что у бедных стран часто нет портов с соответствующей инфраструктурой, а бывает, что и выхода к морю нет. Возят по железным дорогам из портов, которые контролирует Запад —Танжер, Алжир, Тунис, ну и турецкие порты, разумеется…

«СП»: — Может, это такой шаг, чтобы Европу оставить без удобрений? Они же сильно зависят от нашей продукции.

— Да, фактически Россия мировой монополист на рынке минеральных удобрений. Почему мы этим не пользуемся? Не знаю. Нас же без всякого стеснения лишают самолетов, которые были нам проданы с условием техобслуживания, даже ABS для автомобилей лишают — сами не производим. Ну так почему в ответ не лишить их французских булок? И бесплатные удобрения для Африки — это довольно хитрый ход, который не даст Западу возможности нарастить собственное производство — они же остаются без сбыта, кто купит за деньги, когда тоже самое есть бесплатно?

«СП»: — Многие тоны удобрений скопились в портах Запада, а ведь это опасно, может рвануть.

— Я подозреваю, что этот аспект никем не продумывается. Хранятся в портовых складах на Западе, и все… Ну, понятно.

«СП»: — Какая судьба, по-вашему, ждет «продуктовую сделку»? Нужна ли она нам была изначально?

— Я думаю, что такая сделка вообще не нужна. Нужно работать со странами Третьего мира напрямую, минуя западные центры. Как СССР, формировать свой «восточный блок» из «униженных и оскорбленных». Да, это исключает приятный отдых во Флориде и на Лазурном берегу, значит, нужно создавать для себя что-то еще. У нас Крым не освоен толком еще, а тут подкатывает Херсонская область.

Там огромные аграрные ресурсы, но там и отдых — возвращайте детей с мамашами в Бердянск, разрабатывайте Херсонщину… Да что там, «Азовсталь» приказала долго жить, значит, скоро пляжи в Мариуполе станут чистыми… Ну и страны Африки ведь тоже могут в обмен на продовольствие и удобрения предоставить в концессию куски побережья для новых круглогодичных курортов. Куда можно будет летать на рестайлинговых Ил-18 — надо только думать…

— Честно говоря, не очень понимаю, зачем подобные демонстрации «доброй воли» нужны, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.

— С Западом и так давно все понятно. Но при этом бедные страны никак не смогут повлиять на его проведение и поддержать Россию, поскольку «ключи» от мировой экономики так или иначе по-прежнему остаются на Западе.

Возможно, расчет делался на то, что, помимо зерна, удастся выйти на какие-то более широкие договоренности по урегулированию украинского кризиса. Однако теперь понятно, что эти надежды не оправдались. Отсюда и более жёсткая риторика России.

На мой взгляд, дело не в зерне, а в украинском кризисе как таковом. Пытаются нащупать какие-то точки соприкосновения, отталкиваясь от зернового кейса. Пока явно безуспешно. Ни Украина, ни Запад идти на компромиссы явно не спешат. Так что стоит ли дальше продолжать эту игру —теперь решать Москве.

«СП»: — Москва обещает поставит нуждающимся странам 30 миллионов тонн зерна до конца года. Как бы в пику Западу? Чтобы снова продемонстрировать, что мы хорошие, а они плохие?

— Да, пока это выглядит скорее, как информационная атака. Мы хотим помочь бедным странам, но Запад не даёт. В современном мире без подобного элемента информационной борьбы никуда.

«СП»: — А какая ситуация с удобрениями? Запад отказывается их принимать, ну, и ладно? Обойдемся без них? А как быть со скопившимися в портах тоннами селитры? Это же небезопасно.

— Минеральные удобрения без рынков сбыта не останутся. Не будет покупать Европа — купят в Китае, Индии, Бразилии. Тот же «Беларуськалий» давно наладил туда поставки. Другой вопрос, что рухнула вся старая логистика. Белоруссия не может вывозить удобрения из-за блокады Литвой Клайпедского порта, а мощностей российских портов для перевалки белорусских грузов не хватает. Поэтому сейчас главная задача — наладить новую логистику. Это процесс не быстрый, достаточно болезненный и, кроме того, ведущий к удорожанию транспортных издержек

Инциденты, подобные взрыву в ливанском порту, конечно, возможны, поскольку к такому развитию событий никто не готовился. Тому же «Беларуськалию» Россия не раз предлагала наладить поставки через порты Ленинградской области, но какие-то шаги в этом направлении начали предприниматься только когда Литва заблокировала Клайпеду. В результате ни логистика, ни инфраструктура оказались не готовы…

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.