Business is booming.

Помощь Украине заставляет Запад управлять экономикой «по законам военного времени»

0 2

Помощь Украине заставляет Запад управлять экономикой «по законам военного времени»

Нобелевский лауреат по экономике пишет для Запада и про Запад — чтобы «нанести поражение Путину и России», но его выкладки во многом применимы и к экономике России, которой пора просыпаться.

С момента начала своей СВО на Украине президент России Владимир Путин описал ее как конфронтацию со всем Западом. Но в то время как западные правительства отреагировали политически и дипломатически, им еще предстоит отреагировать и экономически.

Украинцы ведут боевые действия, Европа и Америка оказывают экономическую и военную помощь, а остальной мир борется с последствиями этих событий, включая повышение цен на энергоносители и продовольствие.

Но ошибочно думать, что войну можно выиграть с помощью экономики мирного времени. Ни одна страна никогда не одерживала верх в серьезной войне, оставляя рынки в покое. Рынки просто движутся слишком медленно для тех серьезных структурных изменений, которые требуются. Вот почему в Соединенных Штатах действует Закон об оборонном производстве, который был принят в 1950 году и недавно был применен в войне с COVID-19, а также для решения проблемы острой нехватки детского питания.

Войны неизбежно приводят к дефициту и приносят неожиданные выгоды одним за счет других. Исторически сложилось так, что наживающихся на трудностях войны обычно казнили. Но сегодня в их число входят многие производители энергии и трейдеры, которых вместо того, чтобы отправлять на виселицу, следует обложить налогом на сверхприбыль. Европейский союз предложил такую меру, но она оказалась слишком запоздалой, слишком слабой и слишком узкой для решения стоящей перед нами задачи.

Аналогичным образом, в то время как несколько членов конгресса выдвинули законопроекты о налогообложении сверхприбылей Big Oil, администрация Байдена до сих пор не продвинулась в этом вопросе.

Это понятно, учитывая, что президент США Джо Байден был занят тем, что заручался поддержкой таких важных достижений, как Закон о снижении инфляции и Закон о чипах. Более того, добиваясь сотрудничества частного сектора в ограничении роста цен, он изо всех сил старался не выглядеть «противником бизнеса». Но обложение налогом непредвиденных прибылей и использование вырученных средств для финансирования необходимых военных расходов и поддержки тех, кто пострадал от высоких цен, не противоречит бизнесу — это ответственное управление в военное время, которое необходимо для обеспечения народной поддержки военных усилий. Такие временные налоги не наносят ущерба ни инвестициям, ни занятости, и нет ничего несправедливого в налогообложении исключительных доходов, которые компании ничем не заслужили.

Еще более всеобъемлющие меры необходимы в Европе, где сегодняшний рынок электроэнергии не был рассчитан на работу в условиях военного времени. Вместо этого он следует принципу ценообразования с предельными издержками. Это означает, что цена на электроэнергию отражает наиболее затратный источник производства, необходимый для удовлетворения текущего спроса. Поскольку цены на газ резко возросли, предельные издержки выросли намного выше средних затрат. А стоимость возобновляемых источников энергии, например, мало изменилась.

Таким образом, многие продавцы электроэнергии, произведенной с низкими затратами, совершают преступление, как и торговцы, которые покупали энергию по более низким довоенным ценам. В то время как эти игроки рынка получают миллиарды евро прибыли, счета потребителей за электроэнергию стремительно растут. Цены на электроэнергию в богатой энергоресурсами Норвегии, с ее огромными запасами газа и нефти и гидроэнергетическими мощностями, выросли почти в десять раз.

Тем временем домохозяйства и малый бизнес оказываются на грани банкротства, и даже некоторые крупные компании уже обанкротились. В прошлом месяце Uniper, крупная компания, поставляющая треть газа Германии, была «национализирована», фактически обобществив свои огромные убытки. Европейский принцип «никакой государственной помощи» был отброшен в сторону, главным образом потому, что европейские лидеры слишком медленно меняли рыночную структуру, которая не была предназначена для войны.

Экономисты любят ценообразование с предельными издержками, потому что оно обеспечивает соответствующие стимулы, а также потому, что его последствия для распределения, как правило, невелики и легко поддаются управлению в обычное время. Но сейчас стимулирующие эффекты системы невелики, а ее распределительные эффекты огромны. В краткосрочной перспективе потребителям и малым предприятиям придется выключать свой термостат зимой и включать его летом, но для планирования и реализации комплексных инвестиций в энергосбережение требуется время.

К счастью, существует более простая система (уже обсуждаемая в некоторых странах и уже частично внедряемая в других), которая сохранит большую часть стимулирующего эффекта ценообразования с предельными издержками без эффекта распределения. В рамках нелинейной системы ценообразования домохозяйствам и фирмам может быть разрешено приобрести 90% своего прошлогоднего предложения по цене предыдущего года и 91−110% предложения, скажем, по цене 150% от цены предыдущего года, прежде чем вступит в силу цена предельных издержек.

В то время как нелинейное ценообразование не может быть использовано на многих рынках — из-за возможности «арбитража» (покупка товара по низкой цене и немедленная перепродажа его по гораздо более высокой цене) — электричество не является одним из них. Вот почему некоторые экономисты (например, я) давно выступают за его использование в тех случаях, когда крупные сбои на рынке оказывают важное влияние на распределение. Это мощный инструмент, который правительства могут и должны использовать, особенно в условиях военного времени.

Необходимо также что-то предпринять в связи с резким ростом цен на продовольствие. После пятидесяти лет, в течение которых американским фермерам платили за то, чтобы они не занимались сельским хозяйством (старый метод поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию), теперь мы должны платить им за то, чтобы они производили больше.

Очевидно, что Украине потребуется больше помощи. Но это также потребует лучшей экономической реакции со стороны Запада в более широком смысле. Это начинается с распределения большей части бремени за счет налогов на непредвиденную прибыль, контроля ключевых цен, таких как цены на электроэнергию и продукты питания, и поощрения государственного вмешательства, когда это необходимо, для устранения критического дефицита.

Неолиберализм, основанный на упрощенческих идеях о том, как должны функционировать рынки, который не в состоянии понять, как они работают на самом деле, не работал даже в мирное время.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.