Business is booming.

Нефтеналивная паника: Гешефт под шумок или острая необходимость?

0 3

Нефтеналивная паника: Гешефт под шумок или острая необходимость?

С сегодняшнего дня вступает в силу эмбарго Евросоюза на российскую нефть, перевозимую танкерами, а также начинает действовать ценовой потолок на морские поставки этого ресурса. Поскольку событие было анонсировано давно, РФ загодя начала спешно наращивать собственный танкерный флот.

Покупается буквально всё, что дают, но хорошие суда и так при деле. Как правило, всё купленное ещё вчера ходило под флагами различных развивающихся стран. Между тем ещё весной сего года Россия по дешёвке распродавала отличные суда, в том числе и танкеры.

Информация, как водится, «из-за бугра» — судоходный брокер Braemar сообщил, что Россия купила около сотни старых танкеров. В их числе вроде как 31 единицу на миллион баррелей каждый (типа Suezmax) и 49 штук на 700 тысяч баррелей (типа Aframax).

«Купленные суда имеют возраст 12−15 лет и будут списаны в ближайшие несколько лет. Мы уверены, что большинство этих судов предназначены для России», — говорит руководитель отдела исследований танкерного флота Braemar Ануп Сингх.

И вот тут возникает резонный вопррос — а зачем нам покупать всякие ржавые корыта, если мы сами можем строить такие суда? Один Aframax у нас уже есть свой, российский — танкер «Владимир Мономах» проекта 114К, построенный на судоверфи «Звезда» (Приморский край). В 2020-м он с большой помпой был спущен на воду и сдан заказчику в лице «Роснефти». Планировалось целая серия этих судов. Ещё летом 2021-го спустили на воду второй — «Санкт-Петербург», — вроде как ещё шесть штук заложены, но на этом информация заканчивается.

А дело в том, что к России данные суда не имеют никакого отношения, полностью проект называется Hyundai 114K. Уже готовый танкер притаскивают буксирами на «Звезду», там его заводят в док, что-то немного приваривают, рисуют на борту российское название, и торжественно спускают на воду. Это даже не прикручивание колёс на «отвёрточной сборке» авто в каком-нибудь Калининграде, всё ещё хуже.

Причины простоя программы тоже понятны. Южная Корея нам теперь не согласна что-либо продавать, даже банальные легковушки. А уж такую стратегически важную продукцию, как танкеры, и подавно.

Большие танкеры в нашей стране когда-то строили, суда проекта 1511 «Крым» делали на судостроительном заводе «Залив» в Керчи. Всего построили шесть штук. Но в 90-е их спешно порезали на металлолом по указке западных «советников» — как и почти весь советский торговый (и военный тоже) флот.

Поэтому вариант один — покупать, причём то, что дают. Все суда, по сути, штучный товар, и просто так их никто не продаст. Только на заказ или, если «бэушные», по большой необходимости. То есть если та или иная компания разоряется, либо нужно избавиться от старого корыта, которое уже невыгодно содержать. Все вкусные предложения тут же разбирают конкуренты, а всем остальным остаётся то, что остаётся.

Именно поэтому и покупается всякий хлам, который его владельцы рады сбагрить, пока он не развалился и не пошёл ко дну. Но и тут сеть нюансы. Манагеры российских нефтяных компаний очень любят скроить и попилить бюджет, но на дорогих хороших вариантах, если таковые и появляются на горизонте, это сделать сложней. Посему и покупается хлам по завышенным ценам.

«У компаний ещё есть время для того, чтобы найти танкеры на рынке. Непростая задача, хотя рынок танкеров достаточно большой. Но это, как правило, будут очень устаревшие суда, многие из них нужно просто списывать, они требуют ремонта или, по крайней мере, достаточно дорогого обслуживания. Встает вопрос, насколько эти суда, которые сейчас закупаются, можно оперативно использовать?», — рассуждает заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

«Цены на стареющие суда, которые обычно отправляются на свалку, стремительно растут. Средняя цена 15-летних крупных судов для перевозки сырой нефти выросла в среднем на 37%, до $52 млн., за последние шесть месяцев», — отметил руководитель отдела исследований судовой брокерской компании Clarkson PLC. Стивен Гордон.

И привёл примеры подобных сделок. В частности, некий ушлый грек втюхал русским гнилую лайбу, красная цена которой не более $17 млн., аж за $32 млн. Размер «отката» прикиньте сами. Уже известно, что данный танкер станет перевозить нефть из Новороссийска в Стамбул. Если, конечно, не пойдёт ко дну. Что чревато крупным международным скандалом, так как любой утонувший танкер — это экологическая катастрофа.

Любопытно, но этой весной Россия танкеры продавала. Причём хорошие! Компания «Совкомфолот» вынуждена была начать распродажу своего флота, так как западные банки, которым она была должна, потребовали срочно свои деньги. Наши власти помогать морякам тогда отказались, хотя сумма по меркам государства была мизерной. Валюты у РФ навалом, а иностранные банкиры требовали именно её. Но чиновникам всё это не надо. Вредительство 90-х, когда был уничтожен торговый флот СССР, продолжается.

Будет ли какой-то толк от купленного плавающего чермета, пока непонятно. Как видно, эксперты в этом крепко сомневаются. Скорее всего, как это часто бывает в российских госкомпаниях, убытки спишут, а виновных как бы не найдут. Все опять ляжет на бюджет.

На момент написания данного материала Urals торговалась на уровне $64 за баррель, то есть выше «лимита». В том случае, если цена на нефть в целом, и на русскую в том числе, упадёт, то её вроде как можно будет возить и легально, то есть любыми танкерами, включая европейские и даже американские, не нарушая принятые Западом ограничения. Но пока это невозможно.

То есть возможно, но только в том случае, если товар будет куплен по тем законам (ценам), которые нам диктуют штатники. А Кремль вроде как заявил, что такого не будет.

Впрочем, было также заявление о торговле газом исключительно за рубли и ему подобные, о которых быстро забыли. Судя по всему, с нефтью будет то же самое. Тем более, что Urals и так покупают ниже биржевой цены, причём намного.

«Российская нефть сейчас продается с существенным дисконтом. Нефть сорта Urals по данным Bloomberg продавалась в портах Новороссийска и Приморска по цене $52 за баррель. Такую цену зафиксировали агентства Argus Media и Platts, которое входит в S&P Global. Подобный уровень цен поставил на грань рентабельности российскую нефтяную промышленность. Себестоимость добычи с учетом налогов в России сейчас составляет как раз около $50 за баррель», — говорит директор по инвестициям «Локоинвест управление активами» Дмитрий Полевой.

По данной стоимости Urals покупает Турция, Индия, Китай и иные «дружественные» страны. То есть, по большому счёту, никакого лимита цен и не надо, его нам де факто и так давно ввели. Танкерный флот тоже не требуется, особенно такой — вдрызг гнилой. Хороший, да, пригодился бы, даже очень. Но для того, чтобы он появился — пусть даже покупной — сперва нужно разобраться с высокопоставленными ворами.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.