Морская доктрина Путина «споткнулась» на чиновниках

Академик РАН Роберт Нигматулин рассказал об основных проблемах морских научных исследований

Строительство новых научных судов, разведка и освоение природных биоресурсов Мирового океана, охрана морских экосистем. Эти и другие научные приоритеты легли в основу новой Морской доктрины, утвержденной 31 июля, в День военно-морского флота РФ президентом Владимиром Путиным. В принципе, здесь по большому счету мало что поменялось с прошлой доктрины образца 2015 года. Научные исследования, безусловно, являются основополагающими для национальной безопасности нашей страны. Если бы ученым еще не мешали их проводить... Научный руководитель Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, академик РАН Роберт Нигматулин рассказал об основных проблемах, с которой его институт сталкивается последние три-четыре года.

Академик РАН Роберт Нигматулин рассказал об основных проблемах морских научных исследований

По словам Нигматулина, в стране еще есть научный потенциал, который реализовывает планы правительства в деле исследования Мирового океана,  освоения его ресурсов. Но работа могла быть успешнее, если бы распоряжение научным флотом три-четыре года назад не отдали в руки чиновников от Министерства науки и высшего образования. 

– Нам оставили только разработку научных программ. А то, какие экспедиции, когда отправлять, и как готовить суда для них, – все отдано чиновникам, – говорит Роберт Искандерович. – В итоге, к нашим советам не прислушиваются, и все делается шиворот навыворот.

Например, еще месяц назад, согласно нашим планам, должна была выйти в море арктическая экспедиция под руководством академика РАН Михаила Флинта. Но она не вышла. Научное судно «Академик Мстислав Келдыш» не было отремонтировано к нужному времени. Оказывается, вовремя не прислали деньги. Почему, – спрашивается? Кто, как не чиновники должны отвечать за это?

  А ведь мы планировали начать исследования месяц назад неспроста. Еще в прошлом году выяснились интересные особенности в Арктике, связанные с природными условиями, меняющимся климатом, и в этом году мы хотели их проверить... Но сроки, к сожалению, нарушаются. Вот почему, спрашивается, к нам не прислушались в министерстве?!

Привел академик и другой пример, связанный со строительство двух научных судов. Оно началось в прошлом году. Ученые расписали концепцию этих судов под свои нужды, им нужны были современные транспортные средства, к примеру, такие, чтобы могли работать в арктических условиях в зимнее время, обладали бы большей вместительностью. Такие, к слову, есть у ученых всех развитых стран. Но наши чиновники решили по-своему: концепцию океанологов отбросили в сторону и отправили строителям свою, морально устаревшую.  

В Минобрнауки, в принципе, нет специалистов, которые разбирались бы в типах судов. Нам говорят: «Решение принимала специальная комиссия». Ну и что? Кто в нее входил, если она приняла такое решение?

По словам академика Нигматулина, по сравнению с советскими годами, упало и общее количество научных экспедиций. Ученым объясняют это нехваткой ресурсов.

– Но дело не только в них, – говорит Роберт Искандерович. – Сама организация этих экспедиций была более динамичной и оперативной. К примеру, мы работали с Министерством морского флота. Оно ремонтировало и оснащало наши суда в соответствии с указанными сроками, – там работали профессионалы. А сейчас в том же Минобрнауки, которому отдан наш флот,  уровень чиновничества очень низкий. Так работать нельзя! Да, министр Валерий  Фальков начал было вникать в наши проблемы... Но он один не может охватить все. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру