Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Бизнес в России
11 февраля 2023 09:52

О чем Путин ругался с министром транспорта Савельевым

Российский авиапром рапортовал о частичной готовности к полету, но начало старта отложено на год

11811
На фото (справа налево): президент РФ Владимир Путин и глава Минтранса Виталий Савельев
На фото (справа налево): президент РФ Владимир Путин и глава Минтранса Виталий Савельев (Фото: Вячеслав Прокофьев/фотохост-агентство ТАСС)
Материал комментируют:

Для воздушных перевозок в нашей стране должна использоваться отечественная техника, заявил президент России Владимир Путин на встрече с представителями авиационной отрасли.

Путин заверил собравшихся, что государство продолжит поддержку транспортной отрасли, в частности, авиации, которая играет очень серьезную роль в развитии страны. «Очень важная составляющая заключается еще и в том, что перевозки воздушным транспортом должны опираться на отечественную продукцию, на отечественную технику», — приводит высказывание РИА «Новости».

Президент сообщил о том, что в свое время ему пришлось ругаться с главой минтранса Савельевым по вопросу закупок именно российской техники. Впрочем, добавил глава государства, министру в результате удалось сохранить авиационную отрасль.

Впрочем, довольствоваться только сохранением авиационной отрасли нельзя. «В условиях, в которых мы живем,… мы не можем руководствоваться такими малыми задачами, как сохранение чего-то. Мы должны обеспечить развитие. И оно будет обеспечено», — подчеркнул Путин.

Читайте также
HAARP или плохой бетон: Землетрясение в Турции обрастает версиями HAARP или плохой бетон: Землетрясение в Турции обрастает версиями Незадолго до трагедии США объявили Турцию страной, неблагоприятной для посещения и закрыли свои консульства. Совпадение?

Он также выразил надежду, что российская промышленность обеспечит своевременные поставки МС-21, «Сухой Суперджет-100» полностью на отечественной базе, Ил-114, Ту-214, легкого многоцелевого самолета «Байкал», а также вертолетов Ка-62, Ми-38 и «Ансат».

В январе этого года вице-премьер и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) поставит «Аэрофлоту» в течение ближайших трех лет, до 2025 года включительно, 63 отечественных самолета — 34 импортозамещенных Superjet, 18 единиц МС-21, а также 11 Ту-214.

А в конце января появилась информация, что «Аэрофлот» к 2030 году может списать более половины своего нынешнего парка — 188 самолетов из 349 по причине потенциальных проблем с их обслуживанием. Всего же компания надеется увеличить свой самолетный парк до 500 бортов. Эти данные содержатся в стратегии развития авиагруппы, утвержденной советом директоров.

Как сообщил авиационный эксперт, главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров, программа развития производства отечественных самолетов сверстана, озвучена, даже подписаны первые контракты.

— Скажем, «Аэрофлот» уже заказал 339 самолетов. Всего к 2030 году наши промышленники обещают построить более тысячи воздушных судов различного класса. Теоретически промышленность могла бы начать поставлять их уже в ближайшее время — Superjet, МС-21. Но эти планы пришлось пересмотреть из-за наличия у российских судов импортных комплектующих, которые бы позднее пришлось переставлять. Поэтому было принято решение провести полное импортозамещение, заменить иностранные запчасти на отечественные, и по плану ОАК начало поставок намечено на 2024 год.

«СП»: — То есть, поставки сдвигаются с нынешнего года на будущий?

— Да. В прошлом году было поставлено десять «Суперждетов» в том виде, в котором он существует сегодня, с импортным двигателем и прочими компонентами. В настоящее время уже собирается модель Superjet New, который должен взлететь в этом году, полностью с российскими комплектующими.

Потом будут проходить летные испытания и сертификация. Аналогичная ситуация и с МС-21. Соответственно, с 2024 года начнется серийное производство, которое, кстати, никогда не начинается сразу с сотен самолетов в год. Это такой маховик, который надо раскручивать в течение нескольких лет.

К 2028 году планируется выйти на темпы производства около ста самолетов в год. И минимум на половину наш самолетный парк будет состоять из отечественных машин — то есть, произойдет такая ротация. А дальше, в течение трех-четырех лет — уже на все сто процентов, когда промышленность нарастит объемы выпуска.

«СП»: — В прошлом году сообщалось о налаживании сотрудничества с Ираном в авиационной отрасли. Тогда некоторые решили, что речь идет о приобретении техники.

— Нет, это другая история. Если говорить о поставках самолетов, то Россия, несмотря на небольшие объемы производства, технологически находится в числе мировых лидеров, в которые Иран все-таки не входит. Мы, несмотря на сложности, создаем новые самолеты, новые двигатели.

«СП»: — Чем тогда нам может быть полезно сотрудничество с Ираном?

— Прежде всего опытом эксплуатации иностранных самолетов в условиях санкций. В этом они сильно преуспели. И в плане замещения импортных компонентов на отечественные, в том числе их производства, а также ремонта иностранных судов. В этом плане сотрудничество, убежден, предполагается и не отменяется. Иранский опыт нам будет чрезвычайно полезен, ведь еще в течение примерно десяти лет мы будем эксплуатировать импортные самолеты.

«СП»: — Насколько наши самолеты будут отвечать современным требованиям? Скажем, некоторые пилоты, летавшие на Boeing 737−800, говорят, что машины просты в управлении, несмотря на обилие компьютеров и прочей «электроники.

— Знаете, среди пилотов распространена такая привычка — кто на чем летает, тот свою машину и хвалит. Скажем, летавшие на советских лайнерах, упорно не принимали «Боинги». Потом привыкли к «Боингам» — не могли понять, зачем нужны «Эйрбасы», которые сейчас некоторым представляются наиболее совершенными.

Однако сейчас пилоты уже хвалят Superjet — говорят, что очень летучий, если так можно выразиться, приятный и комфортный в управлении. Это современный, компьютеризированный самолет, был сделан, кстати, как наш ответ западным моделям. А МС-21 — это уже шаг вперед. Можно сказать, квинтэссенция самых передовых технологий. Следует заметить, что Boeing, Airbus новых самолетов в этом сегменте давно не создавали, они занимаются модернизацией уже существующих моделей.

Но не стоит забывать, что у всякой конструкции есть модернизационный предел. И с этим столкнулся Boeing в самолетах MAX, когда в 2018—2019 годах получил две катастрофы, потом почти два года не выпускал их. Это произошло именно по причине достижения модернизационного предела.

Читайте также
Торговцы окончательно зажрались — огурцы стоят в 1,5-2 раза дороже мяса Торговцы окончательно зажрались — огурцы стоят в 1,5−2 раза дороже мяса Что творится с ценами на тепличные овощи?

«СП»: — Значит, им нужно создавать новые самолеты.

— Это очень долго и дорого. Понимая ситуацию, мы в свое время решились на создание самолета с нуля — я имею в виду МС-21. И он не просто не уступает западным аналогам, тому же Airbus, но по ряду показателей превосходит их. Напомню, что санкции против этого самолета начали вводиться еще с 2018 года. На Западе вообще делали все, чтобы он не пошел в производство.

Пытались организовать информационный прессинг — пресса гудела, что была якобы украдена модель двигателя. А в прошлом году, как известно, были введены тотальные санкции. Блокируется вопрос сертификации. То есть, всеми силами стремятся не пустить его на рынок. Однако сделать этого у них не получится — пусть немного позже, но МС-21 займет на нем свое место.

«СП»: — Кстати, президент на встрече с работниками авиапрома сообщил, что «ругался с Савельевым». У вас нет догадок, что имелось в виду?

— Думаю, здесь столкнулись вопросы необходимости и экономической целесообразности. Все-таки некоторые аспекты работы с нашей техникой многим до конца непонятны. Например, вопросы эксплуатации, включая так называемые «детские болезни». А коммерческие компании интересует экономика — как они летают, каковы расходы, как на них зарабатывать деньги. Думаю, такого рода моменты имелись в виду.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня