Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Санкции
11 сентября 2022 09:05

Москва нашла, как и куда свой газ пристроить. Это не Европа

Россия и Иран укрепляют экономические связи в попытке противодействовать санкциям США

9681
Москва нашла, как и куда свой газ пристроить. Это не Европа
Фото: Егор Алеев/ТАСС

Россия и Иран предпринимают шаги по укреплению энергетических, промышленных и логистических связей, поскольку две страны стремятся облегчить бремя санкций США против них.

24 августа министр нефти Ирана Джавад Уджи (встречаются также обозначения Оуджи и Овджи) объявил, что Иран и Россия близки к завершению своповой сделки по природному газу, что позволит Ирану импортировать российский газ, а затем поставлять определенное его количество в третьи страны. Уджи сообщил журналистам, что Москва и Тегеран также ведут переговоры о совместной разработке 14 нефтяных и газовых месторождений в Иране.

В июле две страны подписали меморандум о взаимопонимании на сумму 40 миллиардов долларов, в соответствии с которым российский государственный энергетический конгломерат «Газпром» согласился помочь в разработке семи нефтяных и газовых месторождений в Иране. Хабиболла Зафарян, эксперт по энергетике из Тегеранского технологического университета Амиркабир, сообщил информационному агентству Fars, что сделка открыла Ирану возможность стать «региональным хабом» для российского газа.

«Теперь у Ирана и России есть возможность сесть за один стол и разделить газовый рынок между собой», — сказал он. «Россия является первым по величине, а Иран — вторым, обладателем газовых ресурсов в мире, и, работая вместе, они могут определить оптимальную стратегию развития рынка».

Читайте также
Байден дурит весь мир, покупая в России древесину, металл и продукты Байден дурит весь мир, покупая в России древесину, металл и продукты США импортируют из РФ товаров на 6 миллиардов долларов, но вынуждают других прекратить вести бизнес с Москвой

Зафарян утверждает, что Иран может начать закупать излишки российского газа, который первоначально предназначался для европейского рынка, а затем перепродавать его соседним странам — таким, как Пакистан и Ирак. В последние месяцы Россия резко сократила поставки газа в Европу, сославшись на проблемы с санкциями и споры о способах оплаты.

Некоторые западные дипломаты опасаются, что, если ядерная сделка 2015 года будет возобновлена, Иран также может стать «черным ходом» для поставок санкционной российской нефти в Европу. Издание Politico недавно сообщило, что Тегеран может начать «импортировать российскую нефть на свое северное побережье Каспия, а затем продавать эквивалентное количество нефти в интересах России иранскими танкерами, выходящими из Персидского залива».

Помимо энергетики, Кремль все чаще обращается к Ирану за помощью в заполнении пробелов, созданных западными санкциями и уходом транснациональных корпораций из России.

Во время поездки в Москву министр промышленности Ирана Реза Фатеми Амин заявил, что две страны расширяют сотрудничество в судостроительной, автомобильной и авиационной промышленности.

Он сказал, что Иран надеется заключить соглашение о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом — возглавляемым Москвой торговым блоком, в который входят Россия и несколько ее традиционных союзников на постсоветском пространстве.

Продажи новых автомобилей в России упали на 60,5% в годовом исчислении за первые семь месяцев 2022 года, поскольку многие иностранные бренды прекратили свою деятельность, а отечественные производители изо всех сил пытаются приобрести критически важные компоненты. Тем временем российские авиакомпании начали разбирать на запчасти самолеты, которые больше не доступны из-за санкций, сообщает Reuters.

В начале августа ведущий иранский автопроизводитель объявил, что он уделяет «особое внимание» российскому рынку и позже в этом году начнет экспортировать свои автомобили в Россию. Российские и иранские автопроизводители, а также производители запчастей, подписали сделки на сумму 700 миллионов долларов на полях выставки автомобильной промышленности в Москве.

Похожая история разыгралась и в авиационном секторе. В прошлом месяце две страны подписали меморандум о взаимопонимании, позволяющий Ирану начать экспорт запасных частей и оборудования в Россию и предоставлять российским самолетам ремонт, техническое обслуживание и технические услуги.

Еще один способ, которым Иран может помочь Москве обойти санкции, — это предложить себя в качестве нового логистического центра для российских товаров, направляющихся во внешний мир.

Основным вариантом на данный момент является Международный транспортный коридор Север-Юг (МТК), 7200-километровая сеть морских, железнодорожных и автомобильных маршрутов, соединяющих Россию и Индию через Иран. Согласно исследованию, проведенному Федерацией экспедиторов Индии, МТК на 30% дешевле и на 40% короче, чем традиционный маршрут по Суэцкому каналу.

Читайте также
У Киева загорелись глаза на русское золото У Киева загорелись глаза на русское золото Украина через ООН хочет завладеть замороженными на Западе активами из России

Хотя Россия и Иран ведут переговоры о запуске МТК уже более двух десятилетий, проект начал продвигаться вперед после того, как США и европейские страны в марте запретили российским кораблям и самолетам входить в их порты и воздушное пространство.

По словам министра транспорта Виталия Савельева, эти новые ограничения «фактически разрушили» торговую логистику России и вынудили Кремль искать альтернативные маршруты. В то же время значение Индии как экономического партнера для Москвы значительно возросло, поскольку Нью-Дели начал активно покупать российскую нефть.

В июне иранская государственная судоходная компания объявила, что успешно доставила через МТК первую партию российских товаров в Индию.

По данным India Economic Times, с тех пор по этому маршруту было отправлено около 3000 тонн товаров и 114 контейнеров. Иранские официальные лица указали, что Россия потенциально могла бы помочь в строительстве новых железных дорог в Иране в рамках МТК в обмен на нефтяной бартер.


Автор: Дмитрий Саймс — Dimitry Simes — американский политолог, историк, учёный. Был назначен Ричардом Никсоном председателем и главным исполнительным директором Центра национальных интересов при его основании 20 января 1994 года. Издатель и генеральный директор американского журнала «The National Interest».

Перевод Сергея Духанова.

Источник здесь

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня