Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Санкции
29 июля 2022 13:31

Иран подставит крыло российским самолетам

У исламской республики есть богатый опыт выживания под санкциями и важнейшие технологии

7780
Иран подставит крыло российским самолетам
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Материал комментируют:

Соглашение между Москвой и Тегераном о сотрудничестве в сфере гражданской авиации подписано в ходе визита в республику российской официальной делегации, сообщил агентству Mehr представитель управления гражданской авиации Ирана (САО) Миракбар Разави.

Договоренности, достигнутые в результате встречи замминистра транспорта РФ и главы САО Мохаммада Мохаммади-Бахша, предусматривают поставку в Россию деталей и оборудования для воздушных судов, предоставление ремонтно-эксплуатационных услуг и техническую поддержку российским самолетам ремонтными центрами исламской республики.

Также Разави сообщил, что в ходе переговоров стороны выразили готовность активизировать двустороннее сотрудничество в области воздушных перевозок, а также подписали меморандум о взаимопонимании, в рамках которого количество пассажирских полетов между двумя государствами вырастет до 35 в неделю.

Следует напомнить, что данное российско-иранское соглашение было заключено после состоявшегося 19 июля визита в Иран президента РФ Владимира Путина. А 25 июля состоялось совещание главы государства с правительством, на котором речь шла о развитии авиационной отрасли. На нем Путин констатировал, что сфера авиаперевозок оказалась под ударом «в условиях неадекватных санкций». В то же время, по словам Путина, «при всех очевидных сложностях» сегодняшнее положение «дает уникальную возможность для выхода на принципиально новый уровень развития».

Читайте также
Цена вопроса: Запад хорохорится, уйдя из России, но  по ночам тайно плачет из-за потерянных миллиардов Цена вопроса: Запад хорохорится, уйдя из России, но по ночам тайно плачет из-за потерянных миллиардов Американские и европейские компании замещают Турция и Вьетнам

Как известно, в конце февраля США, Великобритания, Евросоюз и некоторые другие страны приняли ряд антироссийских мер в авиационной отрасли. В частности, ЕС запретил экспорт в РФ товаров и технологий, что используются в авиационной и космической отрасли, запрещены страхование и техобслуживание товаров, связанных с авиацией и космосом. Вдобавок были введены ограничения на полеты российских авиакомпаний. Правда, 21 июля ЕС смягчил некоторые ограничения и разрешил поставки в Россию авиационных товаров и услуг на уровне, позволяющем обеспечить стандарты Международной организации гражданской авиации.

Американская компания Boeing приняла решение прекратить техобслуживание и поддержку авиакомпаний России, а также поставлять им запасные части и комплектующие для самолетов.

По мнению авиационного эксперта, главного редактора портала avia.ru Романа Гусарова, в ситуации, когда наша страна и ее авиапром оказались в условиях жестких санкций, любые внешние контакты и, тем более, сотрудничество, являются полезными и взаимовыгодными.

— Пока сложно говорить, какие направления российско-иранского взаимодействия у нас будут развиваться. Да, Иран долгое время находился и находится под санкциями, но данные санкции он каким-то образом преодолел, наладил поставку запчастей к западным самолетам, обеспечил авиапарк комплектующими и ведет ремонтные работы. Конечно, для нас будет крайне интересен его опыт. Ирану это сотрудничество тоже интересно — он мог бы расширить свой опыт поставки запчастей, преодоления сложностей с нехваткой комплектующих. Более того, мы могли бы понять, какие комплектующие, запчасти мы могли бы производить — не все же необходимо закупать. Что мы можем производить на территории нашей страны. Кроме того, поскольку у Ирана отлажены какие-то технологические и логистические цепочки, то он мог бы распространить их до российской территории.

«СП»: — То есть, детали предстоящего взаимодействия широкой публике пока не слишком известны?

— Это соглашение можно назвать своего рода декларацией о сотрудничестве. Думаю, некоторые его моменты нам пока неизвестны. Позднее наверняка последуют более детальные соглашения между коммерческими субъектами, из которых станут ясны параметры сотрудничества.

«СП»: — Можно ли ожидать подписание аналогичных соглашений с другими странами?

— Полагаю, что открытые договоренности у нас будут только с теми странами, которые не боятся этого делать — скажем, по причине пребывания под санкциями, как Иран. Другие вряд ли захотят афишировать сотрудничество, чтобы не попасть под вторичные санкции. Как известно, Китаю уже грозят такими мерами за покупки нашей нефти. Возможно, с другими странами сотрудничество станет носить негласный, закрытый характер. Вряд ли это будут межправительственные договоры — скорее, между субъектами коммерческой деятельности.

Бывший замминистра гражданской авиации СССР, Заслуженный летчик СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов замечает, что контакты между двумя странами в авиационной отрасли решено наладить после визита в Иран президента Владимира Путина.

— Все-таки можно сказать, что с некоторыми важными для нас партнерами связи активизируются после попытки Запада обложить нас и ввергнуть в изоляцию. Что касается авиации, то Иран имеет долгий опыт работы под санкциями — она является рекордсменом по времени действия рестрикций, а мы — по их количеству. Иранцы могут передать нам ценный опыт, как действовать в таких непростых условиях. Надо сказать, что у них сохранились и развиваются многие авиационные технологии.

Я работал в Иране в 1990-е годы и знаю, как они действовали, какие решения принимали. У них население 90 млн. человек, страна покрыта горами и авиация для транспортной сети государства имеет ключевое значение. На момент введения санкций у них были исключительно американские самолеты, поэтому ситуация поначалу была очень сложной — запчасти им поставлять отказались, ремонтировать суда тоже, технологий лишили. Был полный разрыв.

«СП»: — Не позавидуешь, прямо скажем.

— В то время они обратились к нам за помощью. По решению правительства руководил группой наших профессионалов высококлассный специалист Александр Константинович Смолко — бывший заместитель генерального директора «Аэрофлота», инженер, профессионал высокого класса, вот кого нужно сейчас привлечь как к сотрудничеству с Ираном, так и к возрождению нашей авиации! Он жив, находится в ясном уме и добром здравии.

Читайте также
Турция готовит «топливную сделку» с Россией: Европа надеется на хитрые ходы Эрдогана Турция готовит «топливную сделку» с Россией: Европа надеется на хитрые ходы Эрдогана Аналог «зернового» соглашения должен или обезопасить транзит через Украину, или помочь обойти санкции

Тогда был образован сводный отряд из 150 пилотов и 50 самолетов Ту-154. Базировались в Мешхеде, там иранцы создали отличные условия. Взяли в «мокрый лизниг» самолеты с экипажами, инженерами и техниками. И за все время нашей работы не было ни одного летнего происшествия.

«СП»: — Какие они приняли меры в плане сохранения авиации?

— Они установили очень низкие цены на авиабилеты, поскольку был недорогой авиационный керосин — потому что нефтедобывающая страна может себе это позволить. И мы можем — снизить цену на авиабилеты хотя бы вдвое, пусть не в десять раз, как произошло тогда в Иране. И таким образом в развитие авиации у них было наложено поступление средств. В Иране накоплен ценный опыт, в некоторых моментах они даже обошли нас.

«СП»: — Какое содействие сейчас нам может оказать Иран?

— Насколько мне известно, они предлагают нам помощь в расходных материалах — авиационных шинах, тормозных колодках, которые мы не производим. Помимо этого, предложили содействие в плане деловой авиации — обслуживании этих типов самолетов. Думаю, в дальнейшем список будет пополняться.

У них есть разработки, опыт, технологии. Кстати, довольно неплохо там обстоят дела с электроникой, развито такое направление, как интерьер самолетов, производство его элементов. И еще они — одни из мировых лидеров в беспилотной авиации. Так что, поле для сотрудничества у нас довольно широкое.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня