Business is booming.

Евросоюз закладывает нефтяную мину под самого себя

0 0

Евросоюз закладывает нефтяную мину под самого себя

В Евросоюзе рассматривают меры, направленные на возможность закупок российский нефти по цене ниже рыночной, вместе отказа от ее импорта. Об этом сообщил журналистам президент США Джо Байден.

Глава Белого дома отметил, что Европа сейчас решает, как сдержать цены на топливо и еще больше ограничить закупки нефти в России

«Рассматриваются самые разные вопросы относительно того, что можно сделать. Может быть, даже закупать нефть по ограниченной цене», — сказал он.

По его словам, один из вариантов предполагает сохранение для России «непреодолимой потребности» в реализации нефти, но «по значительно более низкой цене, нежели та, которая устанавливается сейчас на рынке».

Судя по всему, Байден намекал на идею, которую уже некоторое время вынашивают в Брюсселе — в случае провала эмбарго там предлагают ввести пошлину на российскую нефть, что сделает ее неконкурентоспособной. Для руководства ЕС инициатив привлекательна тем, что для введения пошлины достаточно квалифицированного большинства, поэтому та же Венгрия не сможет наложить на такое решение вето в отличие от ситуации с эмбарго.

Еще один из вариантов давления — запрет на страхование судов, перевозящих нефть из России. Правда, он уже вызвал возражения Греции, Кипра и Мальты.

«Чтобы смягчить их озабоченности, запрет будет введен поэтапно в течение шести месяцев, что является продлением первоначального предложения об одном месяце», — сообщала в конце мая газета Wall Street Journal.

При этом издание отметило, что, по мнению трейдеров и владельцев судов, прекращение страхования танкеров с российской нефтью — это один из самых мощных финансовых инструментов ЕС.

К еще более радикальным шагам призывает известный русофоб премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Он предлагает запретить третьим странам покупать нефть у России. То есть фактически ввести вторичные санкции.

«Это возможность наложения санкций таким образом, чтобы российская нефть не могла продаваться также в третьи страны, в страны за пределами Европейского союза», — заявил он.

Сомнение в реальности такого шага есть даже у главы евродипломатии Жозепа Борреля, который признал, что ЕС не может «помешать России продавать нефть другим странам».

Завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин считает, что каждая из озвученных мер может повлиять и на российские поставки, и прилететь бумерангом радетелям этих мер.

— Вторичные санкции и попытки запрета другим странам покупать российскую нефть — это фактически санкции не против России, а против этих стран. Это объявление экономической войны этим странам. Встает вопрос — готовы страны ЕС вступать в открытый конфликт с конкретными игроками в Азии?

Это отдельная тема, но при этом в самом начале всей истории и в ЕС, да и МЭА (Международное энергетическое агентство) неоднократно делали заявления, что если российская нефть уйдет с рынка, то будет коллапс, потому что эти объемы сегодня заместить никто не в состоянии. Более того, даже при том, что сейчас российская нефть поставляется, пусть и в урезанном объеме, в страны Европы и, соответственно, расширяются поставки в Азиатско-Тихоокеанский бассейн, буквально на днях глава МЭА говорил, что ожидается достаточно дефицитный период повышенного спроса и особенно сложная ситуация будет в Европе, где дизтоплива и авиакеросина может ощущаться нехватка. Это в текущей ситуации, когда поставки из России снизились по году где-то на 17%, хотя еще и санкции ЕС не вступили и было достаточно хорошее начало года. Россия еще не снизила добычу, а мир уже достаточно напряженный и дефицитный.

Если говорит об уходе России с рынка, то вопрос — а кто придет? По статистике видно, что большая часть стран идет ниже разрешённой квоты. У них просто нет мощностей, чтобы дополнительно отдать на рынок, хотя им это разрешено. Сделка ОПЕК+ не сдерживала страны в наращивании добычи. Если они это не делают даже при хороших ценах, значит, у них нет для этого физической возможности.

В этой ситуации любые дальнейшие ограничения на российскую нефть еще к большим проблемам приведут мировой рынок. Цены будут расти. Ситуация не та, которая бывает при профиците.

«СП»: — Если верить газете Financial Times, Саудовская Аравия готова увеличить добычу нефти, если российская добыча из-за санкций упадет.

— Сейчас действительно из всех игроков только две страны способны нарастить добычу нефти — Саудовская Аравия и ОАЭ. При этом у ОАЭ ограниченный объем, у СА побольше возможностей, но надо обратить внимание, что Саудовская Аравия честно говорит — «если Россия существенно сократит добычу нефти». Есть мониторинг ОПЕК, где расписана динамика производства по всем странам — никакого существенного сокращения от России нет. По данным, которые дает российская сторона, был некоторый провал, затем перестройка логистических цепочек и восстановление объемов. Никакого сокращения на 30−50% и близко нет.

В прошлом году у нас добыча была 524 мнл тонн, а в этом году, по оценкам, озвученным Александром Новаком, где-то 480−500 будет. Это несколько процентов (сокращение добычи — ред.). При таком объеме добычи ухода России с рынка нет. В Саудовской Аравии сидят здравые люди, которые прекрасно понимают, что если начнут выбрасывать дополнительные объемы, то это может обвалить рынок и цены. Зачем им это нужно? Поэтому они четко сказали, что для наращивания ими добычи нужны два условия: 1. Россия существенно сокращает объемы производства и 2. Если это будет согласовано в рамках сделки ОПЕК+. Если взять участников ОПЕК+ (даже без России) и то, что они идут на максимуме добычи, им выгодно, чтобы рынок был немного дефицитным и цены выше. Для них не привлекательно, чтобы кто-то наращивал добычу и сбивал цены. Саудовская Аравия это прекрасно понимает.

«СП»: — Витает еще и идея со специальными пошлинами для России. Как она повлияет? Цены на нефть вырастут?

— У нас цены привязаны к мировым котировкам. Если на каком-то направлении появляется пошлина, то это дополнительные затраты на покупателей и поставщиков. Это не автоматический рост цен. Если бы российская нефть была основной для маркера Brent и его формировала, и на него наложили пошлины, то это автоматически перевелось бы в рост цен. Мы в другой конфигурации, поэтому влияние на цены будет незначительно.

Можно хоть 100-процентную пошлину ввести. Вопрос в том, что они хотели ограничить поставки нефти по трубопроводам из России. Есть члены ЕС, которые с этим не согласны. Пришли к компромиссному решению — по трубопроводам можно, по морю ограничения. Пошлину можно установить, не имея согласия всех стран, но тогда получается, что была определенная договоренность на уровне ЕС, а тут обходным путем ее нарушают. Это уже серьезный вопрос в плане единства ЕС и механизма его работы.

Это мина замедленного действия, которая для членов ЕС ставит вопросик — «если наше мнение игнорируется, его обходят и нас обманывают, насколько этот союз для нас оптимален?» ЕС уже потрясло с выходом Великобритании, но это будет уже конкретный пример нарушения договоренностей, достигнутых в рамках ЕС, и означает, что мнение конкретных стран, входящих в него, можно не учитывать. Это мина под ЕС, с которой надо быть осторожнее, потому что сегодня проигнорируют интересы одной стороны, завтра другой, а потом будут удивляться. Почему страны игнорируют интересы ЕС или решают жить своей жизнью.

Традиционно в Брюсселе к этому относились осторожно. Политические заявления сделать можно, даже физически протолкнуть, но есть проблемы.

К тому же, введут большую пошлину на российскую нефть, Россия скажет, что ей невыгодно поставлять и остановит поставки. Не говоря уже о нарушении множестве нарушений норм ВТО. Поставки осуществляются по определенным соглашениям и нормативно правовой базе, в том числе по пошлинам. Просто так их нельзя установить или отменить.

«СП»: — А что с страхованием, которое также пытаются ограничить?

— Проблема есть и к ней надо серьезно относиться. Схема страхования и перестрахования достаточно хитрая. При поставках на миллиарды долларов требуется, как правило, перестрахование.

Судно теоретически может плыть и без страховки, но многие мировые перевозчики все-таки предпочитают страховать. Кроме того, не все порты готовы принять незастрахованные суда, потому что застраховано судно, застрахован товар и страхуется ответственность судна за нанесение ущерба третьим сторонам. Если в порту судно, например, загорелось, все должно покрываться страховой компанией. Если этого нет, возникают вопросы.

Проблема в том, что непонятно в отношении кого вводить санкции по страхованию. В отношении судов под российским флагом? Но флаги спокойно меняются, под какими только не плавают. В отношении регистрации? Но в некоторых очень маленьких государствах зарегистрировано больше морского транспорта, чем, например, в США. Меньше налогов. Что перевозят российскую нефть? А как узнать, что перевозят? Есть же варианты смешения и т. д. Эти санкции не так просто наложить, но это чувствительно.

Как и с доминированием доллара в мировой финансовой системе, в мировой страховой системе морского транспорта есть доминирование компаний, базирующихся, прежде всего, в Лондоне. А раз так, надо искать альтернативы. В России, думаю, будут найдены соответствующие решения для отечественных судовых компаний. Но, например, судно, застрахованное в Азии, может плавать везде, а если судовладелец страхует судно в Европе, то получается, что в российские порты оно заходить не может, есть какие-то ограничения. Зачем тогда судовладельцу страховая компания, которая по различным политическим причинам вдруг может ограничивать его движение судна, не спрашивая его при этом?

Думаю, те же европейские страховщики донесут руководству, что они начнут терять клиентов. И даже не российских, а мировых из-за того, что непонятно на что теперь распространяются страховые покрытия, могут отзываться и т. д. Удобнее будет страховаться в других странах.

Для азиатских игроков это достаточно хорошая новость, чтобы хотя бы при обслуживании своего рынка, перевести страховую базу на свои финансовые институты, потому что это большие деньги.

Эти санкции могут нести угрозу сложившейся и очень удобной для европейцев системе. Надо быть очень аккуратными, учитывать долгосрочные последствия.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.