Business is booming.

Денежки в России ищут новые варианты

0 2

Денежки в России ищут новые варианты

В конце ноября Банк России опубликовал для общественных обсуждений проект «Основных направлений развития финансового рынка РФ на 2023 год и на период 2024 и 2025 годов» (далее «Основные направления…»), и в минувший понедельник, 19 декабря, в Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные этому проекту. Подобный документ, описывающий планы ЦБ в сфере развития финансового рынка на ближайшие три года, разрабатывается и публикуется ежегодно, но в этом году он особенно важен.

Когда в конце февраля западные страны ввели широкомасштабные антироссийские санкции, для российского финансового рынка наступила «новая реальность». Нашему ЦБ как регулятору финансового рынка пришлось импровизировать. А потом настало время для спокойного осмысления происшедших изменений и планирования того, как надо изменить финансовый рынок в соответствии с новыми условиями и новыми задачами. Этому и посвящен обсуждаемый сейчас проект «Основных направлений развития финансового рынка».

Как известно, теперь перед российской экономикой встала задача глубочайшей структурной перестройки: переориентация международных экономических связей, создание с нуля целых производств для замещения ключевого импорта и достижения технологической независимости, причем сделать это надо в сжатые сроки и без опоры на внешние источники финансирования.

ЦБ не стоит в стороне от этой задачи, и в этом году в «Основных направлениях…» появился раздел «Усиление роли финансового рынка в финансировании структурной трансформации экономики»; это самое первое и, по-видимому, самое главное из пяти описанных в документе направлений развития финансового рынка.

В долгосрочном аспекте в рамках этого направления предлагается развивать российский рынок капитала и создавать инструменты и механизмы для привлечения средств широких слоев населения в долгосрочные вложения, чтобы компании могли получать финансирование с российского рынка капитала через эмиссию облигаций и акций. Эта задача ставилась и в прошлые годы, но сейчас она более акцентирована. Теперь это не просто желание что-то «улучшить и развить до мирового уровня», а насущная необходимость, поскольку внешние источники финансирования закрыты.

При этом условия функционирования финансового рынка существенно усложнились, так что и задача привлечения средств граждан в долгосрочные инвестиции на этот рынок также стала гораздо сложнее, чем в прежние годы.

Так, на слушаниях выступающие указывали на проблему того, что по российским компаниям значительная часть информации засекречена и инвесторам сложно оценивать перспективы компаний-эмитентов ценных бумаг. На эту тему в тексте «Основных направлений…» сказано только, что необходимо вернуться к публикации такой информации и что ЦБ сейчас прорабатывает этот вопрос.

При этом первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин, выступавший на слушаниях с презентацией документа, был более конкретен: компании должны будут вернуться к публикации отчетности, либо, если они считают, что публикация какой-то информации нецелесообразна, они должны будут обосновать это перед ЦБ.

Создание условий для привлечения средств населения в долгосрочные инвестиции на финансовом рынке — это довольно длительный процесс, даже если ЦБ и правительство приложат все усилия для максимально быстрого движения в этом направлении. В более близкой перспективе основная роль в финансировании структурной перестройки экономики все-таки ляжет на банковскую систему. Поэтому стоит задача стимулировать банки к кредитованию в приоритетном порядке проектов и отраслей, являющихся критически важными для развития страны. Это принципиально новая задача; она никогда ранее не ставилась.

Это, пожалуй, самая важная новация, которую мы увидели в «Основных направлениях…» в этом году, и неудивительно, что многие выступавшие уделили ей много внимания.

Понятно, что решение этой задачи надо начинать с формирования критериев отбора или готового списка приоритетных объектов — то есть направлений деятельности, или даже конкретных проектов/компаний (хотя, по словам Чистюхина, ЦБ считает, что это все-таки должны быть направления деятельности, а не конкретные компании, так как конкуренция между компаниями соответствующего направления должна сохраниться). Такой список называется «таксономия»; правительство сейчас занимается его подготовкой и должно завершить ее до конца года.

(Здесь у меня возникает один вопрос к правительству: почему так долго? Почему нельзя было сразу же выделить какие-то направления, критичность которых была очевидна с самого начала «новой экономической реальности», и начать кредитовать их в приоритетном порядке, не дожидаясь создания полной таксономии?)

Когда таксономия будет готова, ЦБ (по словам Чистюхина) оперативно (за два месяца) подготовит регуляторные решения, чтобы создать участникам рынка, и в первую очередь банкам, стимулы для инвестирования в приоритетные направления. Что это будут за стимулы, в документе не прописано, но Чистюхин в своей презентации сообщил некоторые подробности: ЦБ будет использовать пониженные коэффициенты риска по кредитам в рамках таксономии при расчете различных банковских нормативов (например, достаточности капитала). Эти коэффициенты, по словам Чистюхина, будут «намного меньше ста процентов». Таким образом, банкам будет выгодно кредитовать компании, работающие по направлениям, входящим в таксономию.

От правительства в связи с этим тоже ожидаются определенные действия: ему надо будет, в частности, разработать механизм безусловных и безотзывных государственных гарантий, которые можно было бы применять к таким проектам. Без этого применение пониженных коэффициентов риска будет невозможно.

Дополнительную конкретику о том, как может работать таксономия, мы услышали в выступлении зампреда Совета Федерации Николая Журавлева (до 2019 года он возглавлял в Совфеде комитет по бюджету и финансовым рынкам). Он сказал, что на основе таксономии будет осуществляться государственное регулирование проектов, а также «оно должно включать в себя и предоставление соответствующей ликвидности, с прогнозируемой [или] фиксированной ставкой».

Возможно, Журавлев здесь имел в виду, что для проектов, включенных в таксономию, должны будут применяться специализированные механизмы финансирования: это когда Банк России предоставляет банкам ликвидность под пониженную ставку, а банки направляют эти средства на кредитование предприятий, соответствующих определенным критериям, также под пониженную (нерыночную) ставку.

Еще одно направление развития финансового рынка, о котором говорится в документе и которое, на мой взгляд, заслуживает упоминания, — это финансовая стабильность. Это традиционное направление работы ЦБ, но и здесь помимо традиционных задач (таких как девалютизация или борьба с избыточной закредитованностью граждан) теперь встали новые задачи: например, надо развивать свои рейтинговые и аудиторские компании (взамен ушедших западных), повышать надежность их заключений, а также добиваться их признания в дружественных странах.

Кстати, перечисляя задачи, связанные с обеспечением финансовой стабильности, Чистюхин упомянул, в частности, что «надо воссоздать условия на рынке для управления рыночными рисками, которые были утрачены в связи с уходом с рынка иностранных инвесторов».

Здесь, по-видимому, речь идет о восстановлении функционирования рынка фьючерсов, который многими компаниями используется для защиты от рыночного риска (то есть для так называемого хеджирования рисков). Суть в том, что (например) экспортер, получающий выручку в долларах, но имеющий будущие обязательства в рублях, может заранее «продать» доллары, которые он еще не получил, но должен получить в будущем (сделать это он может, продав фьючерс на доллар).

Тем самым, он зафиксирует для себя курс и снимет с себя риск курсовой неопределенности. Сейчас рынок фьючерсов стал очень «тонким», с него ушла ликвидность, поэтому цены фьючерсов могут весьма существенно и непредсказуемо отклоняться от цены базового актива, так что для защиты от рисков такой инструмент теперь не очень подходит. Это проблема очень сложная, как ее решать — непонятно, но меня порадовало, что ЦБ эту проблему осознает и пытается найти для нее решение.

Еще одна заметная новация — это некоторое смягчение позиции ЦБ по криптовалютам: теперь ЦБ в принципе допускает их использование, но только в рамках «экспериментального правового режима» (который сейчас разрабатывается) и только для трансграничных платежей — как замену расчетов через традиционную платежную инфраструктуру, которая теперь стала в значительной степени недоступна. При этом, как сказал Чистюхин, «нам надо здесь быть осторожными, чтобы не заразить российскую финансовую систему».

Однако многие участники слушаний высказывались в пользу еще большей либерализации обращения криптовалют, или хотя бы так называемых стейблкоинов, то есть криптовалют, цена которых привязана к какому-то базовому активу — например, к американскому доллару или золоту.

На самом деле, все, кто следит за рынком крипты, знают, что считать стейблкоин цифровым эквивалентом базового актива нельзя: привязка стейблкоина к своему базовому активу вполне может «разорваться». Наиболее красочный пример этого мы видели в мае этого года, когда произошел крах криптовалюты Luna и алгоритмически связанного с ней стейблкоина Terra.

Поэтому в своем заключительном слове первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, в ответ на призывы сторонников большей либерализации крипты, была вынуждена еще раз четко акцентировать позицию регулятора: «Если экспортеры и импортеры будут рассчитываться в криптовалюте, то кто ответит за то, что криптовалюта будет заблокирована или исчезнет?». Поэтому более перспективным по мнению ЦБ является развитие других механизмов трансграничных расчетов с дружественными странами, таких как прямые корсчета или цифровая валюта центральных банков.

На слушаниях поднималось много других вопросов, но осветить все невозможно. Мы остановились лишь на тех из них, которые наиболее значимы для развития реальной экономики, и на тех, что по нашим наблюдениям вызывают наибольший интерес широкой аудитории.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.